Новости

Профком информирует

9 октября 2018 г. Новости Профсоюза

4 октября 2018 г. в г. Иркутске состоялось заседание Совета Иркутского Профобъединения, на котором рассматривался вопрос «О социально-экономической ситуации в Иркутской области и действиях Профсоюза в текущих условиях».
В работе Совета приняли участие Левченко С.Г., Губернатор Иркутской области; Сокол С.М., Председатель Законодательного Собрания Иркутской области; министры, заместители министров отраслевых министерств, депутаты Законодательного Собрания, представители объединения работодателей, Пенсионного Фонда, прокуратуры, Рострудинспекции.

На Совете было озвучено мнение Иркутской областной организации Профсоюза (председатель Федосеева В.Г.), высказан ряд предложений по следующим вопросам:
1) Оплата труда работников областных государственных и муници-пальных образовательных организаций. До настоящего времени не принято ре-шение о повышении ставок, окладов. Не решен вопрос с дифференциацией в оплате труда (соблюдение установленного ст. 129, 132 Трудового кодекса РФ принципа оплаты труда в зависимости от сложности выполняемой работы). В результате с января 2018 г. часть педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, получают заработную плату равную минимальному размеру оплаты труда или не на много превышающую его.
Мы понимаем, что эта ситуация сложилась из трех составляющих: отсут-ствие индексации ставок с 2013 г., беспрецедентное увеличение МРОТ в 2018 г. по решению федеральных властей, т.е., спустя 17 лет стали приниматься меры по выполнению ч.1 ст.133 и ст.421 Трудового кодекса РФ, а именно, приближение минимального размеры оплаты труда к величине прожиточного минимума, , а также принятое 7 декабря 2017 г. решение Конституционного Суда РФ, согласно которому в величину МРОТ районные коэффициенты и процентные надбавки не входят, следовательно, должны начисляться сверх МРОТ. В связи с чем, с января 2018 г. потребность в дополнительных средствах была значительной. Выходить из этой ситуации не просто, но необходимо. Что мешает принять решение о повышении ставок, окладов с 1 сентября 2018 г.
Все мы понимаем лукавство средней заработной платы: несколько человек с увеличенным объемом учебной нагрузки может дать среднюю по учреждению. Один-два человека могут получать в размере средней заработной платы, а остальные получают свою – 15-18 тыс. рублей. Стоимость одного часа учителя – преподавателя составляет 91 рубль, с районным коэффициентом и процентной надбавкой - 145,6, что практически равно одному часу работы фасовщика в су-пермаркете. Стоимость одного часа воспитателя – 43 рубля, с районным коэффи-циентом и процентной надбавкой – 60 рублей.

С последней встречи, на которой обсуждался этот вопрос, прошло 5 месяцев. В свете постановления Конституционного Суда РФ размеры ставок не ниже МРОТ для муниципальных и государственных учреждений должны обеспечить органы государственной власти Иркутской области, в т.ч., Законодательное Собрание области.
Не могут размеры ставок окладов отличаться на 20-40 рублей. Предложение об установлении базовых ставок можно только поддержать, так как Закон Иркутской области « Об оплате труда работников государственных учреждений» – один. Бюджетные отрасли применяют одни и те же профессиональные квали-фикационные группы (ПКГ), утвержденные Минздравосцразвития РФ. Решение об индексации также должно приниматься одновременно для всех работников бюджетной сферы, что позволит обеспечить требование трудового законодатель-ства и распределить финансовые затраты равномерно (повышение ставок для ра-ботников культуры произведено в апреле 2018 г., здравоохранения – в декабре 2017 г.). Муниципальные учреждения сами по себе индексацию (повышение) ставок, окладов произвести не в состоянии. Для органов местного самоуправления нужен ориентир, который задаст областной бюджет.

2) В августе т.г. была озвучена инициатива по установлению дополни-тельных выплат педагогическим работникам. Предложение по «тринадцатой» заработной плате или премии ко Дню учителя, безусловно, может только порадо-вать, но только если это будет касаться всех педагогов, как муниципальных, так и областных государственных учреждений профессионального образования.

3) В настоящее время идет формирование бюджетов на 2019 год, в т.ч., определяются нормативы на одного обучающегося (обсчитывается стоимость одного ученика, воспитанника).
При рассмотрении проекта закона о нормативах, внесенного весной т.г. в Законодательное Собрание области, прокуратура области озвучила предложение – использовать норматив как механизм, который принудит образовательные организации перейти на пятидневную учебную неделю. Иными словами уменьшить. Считаем, что так откровенно игнорировать нормы федерального законодательства нельзя. Во-первых, это компетенция образовательной организации. а самое главное, нужно понимать, что уменьшение продолжительности учебной недели – это сокращение часов по учебным программам. Последствия – качество обра-зования. Это при том, что учебная нагрузка превышает полуторную, большее число работников пенсионного возраста. Все должны быть готовыми к этой ситуации.
Еще раз обращаем внимание на проблему, связанную с сопровождением детей в школьных автобусах, а именно, предусмотреть средства на оплату труда работников, которые привлекаются к сопровождению детей, в том числе, через введение дополнительных ставок.
В настоящее время в области разрабатывается система оценки качества дошкольного образования. Две ставки воспитателей. Тема, проблема, которая так или иначе скажется на качестве дошкольного образования, которая до настоящего времени не разрешена. Предлагаем, настоятельно, убедительно все-таки поставить точку, выделить дополнительное финансирование.

4) Следующий государственный стратегический ориентир, заданный системе образования – система поддержки и выявления талантливых и одаренных детей. Есть ведомственная целевая программа, в рамках которой оказывается дополнительная поддержка талантливым детям. Что мы предлагаем: поддержка детей есть, а тех, кто системно занимается этой работой - педагогических работников, нет. Предложение – установить систему премирования педагогов за высокие результаты в работе с одаренными детьми.
Предлагаем обратить внимание на гимназии, лицеи, придать статус, реанимировать их как площадку для высокомотивированных к обучению детей.

5) Сохранение интеллектуального, научно-педагогического потенциала учреждений высшего профессионального образования также можно отнести к числу стратегических задач. Несмотря на то, что Правительство Иркутской области не имеет прямого влияния на кадровую политику в виду того, что вузы находятся в подчинении федеральных органов исполнительной власти, мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при обсуждении кандидатуры на должность ректора учитывается. В этой связи видится важным и возможным получение мнения профсоюзной организации на предмет открытого, конструктивного взаимодействия с представительным органом работников, стремления к созданию благоприятной социальной обстановки в коллективе, соблюдению норм трудового законодательства.

6) Вопрос по организации летнего отдыха, за которое отвечает министерство социальной защиты опеки и попечительства. Необходимо прекратить практику оплаты труда работников, привлекаемых к работе на летних площадках (лагерях дневного пребывания) за счет средств субвенции, которая выделяется непосредственно на реализацию образовательного процесса (задействованы средства, предназначенные на выплаты доплат и надбавок стимулирующего характера).

7) Мнение по пенсионной реформе: антисоциальная.
Жаль, что партийная дисциплина преобладает над здравым смыслом и совестью. Если говорить о сохранении мер социальной поддержки для лиц, достигших возраста 55 и 60 лет – не так уж перечень их велик. С 2005 года в течение 13 лет достаточно много что убрали, сократили. В любом случае, есть указание Прези-дента Российской Федерации, которое должно быть выполнено. Что будем делать с молодежью, как их поддерживать? Мы год назад на Трехсторонней комис-сии Иркутской области рассматривали вопрос о мерах социальной поддержки, к сожалению, сторона Правительства рекомендации до настоящего времени не вы-полнила. Процент омоложения педагогических кадров, особенно в северных и сельских территориях, невелик. Проблема с обеспечением жильем, прежде всего.
Обращаем внимание на решения Пенсионного фонда, которые выносятся от имени государства, как государственное решение о признании права, назначении пенсии или отказе в ней. В прошлом году Пенсионный фонд переформатировал решения об отказе в назначении пенсии: перестал объяснять причины, указывать периоды, которые не включает в стаж для досрочного назначения пенсии. Аргумент – «шлагбаум» для судебного оспаривания, ограждение от взысканий, связанных с судебным представительством. Однако право на обращение в суд не отменено, также как и взыскание судебных расходов. Считаем, что это, прежде всего, не уважение к людям, к работникам, которые имеют право знать по какой причине, какие периоды не подлежат включению в стаж.

8) Возникает проблема у медицинских работников, которые до 2014 г. нара-ботали стаж для мер социальной поддержки в виде компенсации за оплату жило-го помещения с отоплением и освещением, а в связи с проводимой реформой в 2014 г. перешли в штат учреждений здравоохранения. Органы соцзащиты отка-зывают в выплате компенсации после увольнения в связи с выходом на пенсию, так как полагают, что у них отсутствует стаж работы непосредственно в учреждениях здравоохранения не менее десяти лет до выхода на пенсию. Требуется увязать областные законы 115-оз и 116-оз. Экономия бюджета должна быть, но не таким же казуистическим образом.

9) В рамках вопроса о создании условий для сохранности жизни и здоровья предлагалось обратить внимание на состояние дороги Качуг-Жигалово-Магистральный (северное направление), которой, в том числе работники образования, вынуждены пользоваться для поездки в областной центр. Дорога Жигалово-Магистральный, вдоль которой располагаются предприятия ОАО «Газпром», находится в таком состоянии, что не позволяет двигаться свыше 20-30 км/час. Передвижение по ней не может не сказываться негативно на здоровье, самочувствии пассажиров, водителей, затратно по времени, не безопасно. Было отмечено, что Губернатор Иркутской области Левченко С.Г. много делает для области, системы образования. Самое главное, что слышит и демонстрирует уважительное отношение к людям, что является великой ценностью в наше время. Безусловно, решение каждой проблемы требует определенного финансирования, но вместе с тем, инвестиции необходимы для создания устойчи-вого развития системы образования, социального климата. Открытость Правительства, Законодательного Собрания во взаимодей-ствии с профсоюзной организацией, привлечение к обсуждению на комитетах, рабочих группах, и т.д., в том числе, позволила в 2018 году решить проблему, связанную с бесплатным проведением медицинских осмотров. Министерство здравоохранения Иркутской области проводит работу по разработке единых подходов к определению размеров медицинских осмотров. Из 12 муниципалите-тов, в которых в течение ряда лет местные бюджеты не предусматривали средства на оплату медосмотров, по имеющейся информации, осталось только три. Решен вопрос с оказанием государственной помощи студентам для получения государственной социальной стипендии. По постановлению Правительства Иркутской области с 1 сентября 2018 г. производятся ежемесячные денежные выплаты студентам 1-3 курсов за проявленные достижения во время обучения в школе, вузе.
Выражаем надежду на то, что в дальнейшем взаимодействие будет осуществляться в таком же формате.

Председатель В.Г.Федосеева

Вернуться к анонсам